Оглушительная новость прилетела из юго-западной акватории Тихого океана. И она долго не давала покоя филателистам – коллекционерам, фанатично преданным парусному спорту. А сенсация состояла в том, что в Хониара, столице государства Соломоновы острова, в продажу поступил марочный сериал-гигант во славу «Кубка Америки» – самой престижной и самой старой в мире парусной гонки. И беспрецедентно огромный почтовый выпуск ошеломил пятьюдесятью марками и блоком, не считая десятков конвертов первого дня.
Чтобы оценить «подвиг» соломоновой почты, следует знать, откуда прилетела сенсация, которая таковой осталась в истории спортивной филателии, – из государства на субэкваториальных островах одноименного архипелага в юго-западном «углу» Тихого океана. Это скопище вулканических вершин средь необозримых вод первым из европейцев открыл в 1568 году Альваро Менданья де Нейра. Тогда удачливый испанский мореход с выгодой выменял золото у аборигенов-меланезийцев. И он же привез на родину весть об открытых вечнозеленых островах, названных им Соломоновыми, которые сравнил с «Золотой страной Соломона», упомянутого в Библии легендарного царя, мудреца и одновременно богача.
Так вот: островное почтовое ведомство, ничем не прославившееся за десять лет своей номинальной независимости от британской короны, вдруг прославилось в начале 1987 года, пустив в оборот ошеломляющий сериал под названием «Победители и яхты парусной регаты «Кубок Америки». И по марочным волнам заскользили лодки XIX века и 12-метровые парусники со спинакерами XX века, назойливо замельтешили их названия и даты их кубковых побед – от «Америки» 1851 года до «Старз энд Страйпс» 1987 года. И этот сериал из полусотни миниатюр был издан не поштучно, а пятью горизонтальными сцепками-полосками.
Марочный лист-гигант почты Соломоновых островов (4.02.1987)
Всю парусную армаду доблестных парусников соломоновы мудрецы-издатели разметили на гигантском листе (для особо любознательных: размер его 31,1 см на 23,6 см), да еще с пятью купонами. Завершал же этот уникальный выпуск блок с яхтой-героиней регаты-1987, упомянутой выше звездно-полосатой «US 55» из США. Причем на полях блока нашлось место и флагам стран-участниц, и самому кубку, и океанскому простору, и карте Западной Австралии.
И следует также знать, что к соломонову шедевру почтовики страны кокосов и бананов имели лишь косвенное отношение. Они сдали в аренду название страны некоей фирме «Международная филателия», которая и произвела это фантастическое изделие.
Однако пора перенестись в XIX век – к истокам наипрестижнейшей парусной гонки, придуманной на других островах – Британских.
Почтовый блок серии
В 1848 году Генри Педжет, первый маркиз Энглей, приобрел у лондонского антиквара высокий кувшин из чистого серебра. И заплатил изрядную сумму – 100 фунтов стерлингов, хотя у причудливого творения не было дна. И все же маркиз преподнес покупку Британской королевской эскадре – как переходящий приз за победу в ежегодной регате вокруг острова Уайт. Приняв дар, предводители клуба совершили предосудительную ошибку – и гравер нанес на трофей досадную надпись: «Кубок сто гиней».
Конверт первого дня
И вот 22 августа 1851 года – за 45 лет до Олимпийских игр современности – состоялась гонка, в которой впервые в истории британскому парусному флоту из 14 судов противостояла иноземная шхуна – «Америка». И гостья из Нового Света опередила всех в регате вокруг острова Уайт, что у южной кромки Великобритании.
Когда нью-йоркский парусник обогнал на восемь минут лучшую из британских преследовательниц, королева Виктория, с берега наблюдавшая за морским сражением, растерянно спросила: «А кто же идет вторым?» Ей ответили: «Ваше Величество, а второго места в гонке нет».
А когда победоносная «Америка» бросила якорь у пристани порта Каус и шкипер сошел на берег первым, учредители круиза в водах ЛаМанша вручили ему серебряный кувшин маркиза Энглея.
«Кубок сто гиней» от Королевской яхтенной эскадры американцы увезли домой, и доставили в свой яхт-клуб в Нью-Йорке. А после недолгих раздумий команда обладателей трофея решила сделать британский кувшин без дна переходящим кубком в учрежденных клубом гонках, которым дали новое название – «Кубок Америки».
Памятный конверт почты Австралии со спецгашением той же регаты
(Фримантл, 28.01.1987)
Тихо-мирно прошла первая кубковая регата в американских водах. И в 1885 году кувшин вручили экипажу парусника «Пуритан». Два года спустя серебряный сосуд получил официальную прописку в ньюйоркском парусном клубе. И его первые обладатели составили «дарственное» завещание. А в нем указали: впредь любой яхт-клуб любой страны может потребовать провести гонку за обладание призом.
За истекшие с тех пор почти тринадцать десятилетий американцы никому не уступили своей парусной святыни. Иностранцы-конкуренты, видно, плохо молились богу морей Посейдону и не могли раскошелиться на боеспособную яхту и дерзкий экипаж. И 77 раз шкиперы разных клубов Соединенных Штатов получали трофей. Рекордсменами гонок считались в свое время Чарли Барр на «Колумбии» и «Рельянсе» (1899, 1901 и 1903 годы), а также Гарольд Вандербильд на «Энтерпрайсе», «Рэйнбоу» и «Бланжере» (1930, 1934 и 1937 годы).
И за те же тринадцать десятилетий много воды утекло под килем яхтенных гонок – изменился мир и изменился характер «Кубка Америки». К 130-й годовщине розыгрыша трофея традиционные регаты обрели во всем мире популярность необыкновенную. Каждая очередная матчевая встреча на акватории клуба-победителя предыдущих состязаний собирала в 80-х годах прошлого века больше участников, чем предыдущая. А солидные денежные гонорары подбадривали шкиперов-профессионалов всего мира. Наконец, серьезнейший вызов бессменным владельцам старинного кувшина бросили австралийцы.
И Кубок-1983 выиграла австралийская гостья. Покидая акваторию крупнейшего мегаполиса мира, шкипер яхты «Австралия II» Джон Бертран не преминул заметить, что престижнейшие гонки наконец-то будут проходить в подобающем месте – на океанском просторе.
Парусный турнир-1986 прошел в октябре в Индийском океане – у берегов Западной Австралии. На старт регаты в акватории Фримантла, аванпорта Перта, прибыли 19 судов из США, Франции, Новой Зеландии, Италии, Канады, Великобритании и, конечно же, Австралии. При том океанская волна покачивала яхты с экзотическими именами – «Французский поцелуй», «Очаг Америки», «Кукабарра», «Тайная бухта», «Отважный III», «Крестоносец»... Словом все те гости под парусом, позже перечисленные на марках упомянутой выше серии Соломоновых островов.
А победный рейс совершила яхта «Старз энд Страйпс» со шкипером Деннисом Коннором. В решающей гонке он обыграл экипаж австралийской «Кукабарры III». Творец реванша и получил во временное владение старейший в мире спортивный трофей – старинный кувшин, который злые языки называют самым уродливым в мире кубком. А в придачу – марочные сувениры от почты Австралии, запечатлевшие место и время его триумфа-1986.
«Охота за легендарным кувшином». Б.А. Базунов. «Спорт для всех». 2010, №474