Сложнейшая техника фигурного катания на коньках, подчиняемая музыкальному сопровождению, позволяет создать высоко эмоциональное спортивное выступление. Сюжеты ледовых новелл обрели вторую жизнь в многочисленных почтовых миниатюрах, художественных маркированных конвертах и оттисках штемпелей.
Филателистический дебют фигурного катания состоялся в апреле 1925 года, когда в обращении появились первые спортивные мерки Венгрии. На одной из них художник Ф. Гельбинг изобразил фигуриста в момент скольжения.
Спустя почти четверть века фигурное катание вновь появилось на почтовых миниатюрах и с тех пор занимает в спортивной филателии одно из видных мест.
Япония (1949 г.), ГДР (1950 г.) и Польша (1953 г.) посвятили женскому одиночному катанию по одной марке, на которых показаны элементы произвольного катания.
Красочная авиапочтовая марка ВНР (1955 г.) первой в филателии отобразила один из интереснейших видов фигурного катания — парное.
Особый интерес для коллекционеров представляет мерка Республики Сан-Марино, выполненная известным мастером почтовой графики Коррадо Манчиоли. Выпущенная накануне Белой олимпиады в Кортина д'Ампеццо, миниатюра не только удачно анонсировала один из видов программы, но и превратилась в шедевр спортивной филателии. «Фигуристка в голубом вызывает восхищение... — писал в то время итальянский журнал «Спортфила». — В ней (марке. — Ред.) поражают прежде всего подбор красок, грациозность движений и совершенное графическое воплощение». Золотая медаль Альберто Бонакоса, учрежденная для награды за лучшую спортивную марку мира, была присуждена тогда этой миниатюре.
Не менее интересна австрийская марка, выпущенная к юбилею Венского конькобежного союза. Ее документальность и отличное графическое исполнение способствуют большому эффекту восприятия. «Петля», одно из обязательных упражнений, выполняется фигуристкой легко и непринужденно. Привлекает внимание конструкция коньков, очень схожая с нашими современными коньками для массового катания — «Снегурочка».
Фигурное катание—это красивый и увлекательный вид спорта. Лежащие в его основе четыре хода скольжения, сочетаемые с различными способами перемены направления, всевозможными прыжками, вращениями, спиралями и шагами, чередуемыми в любой последовательности, позволяют создать оригинальнейшие композиции произвольной программы.
Большое разнообразие и оригинальность поз фигуристов (нередко заимствуемых из балета) с каждым годом привлекают все большее внимание издателей знаков почтовой оплаты.
Прыжок «олень», во время которого спортсмен одну ногу отводит и вытягивает назад, а вторую сгибает в колене, одним из первых завоевал симпатии художников и граверов. Наилучшим образом он передан на марках СССР и Венгрии (1960 г.), Болгарии (1964 г.), Эквадора (1967 г.), Румынии (1968 г.).
Популярным является инерционное скольжение фигуристов, выполняемое в равновесии на одной ноге, в положении «ласточки». Выразительный пластический образ фигуристки, созданный на почтовых миниатюрах Гвинеи, ЧССР (1964 г.), Парагвая (1966 г.), Либерии (1968 г.), помогает осмыслить этот интересный элемент. Зачастую в равновесии выполняются различные спирали, украшающие общую композицию программы. К числу таких относится «кораблик» — спираль на двух ногах (носки предельно разведены в стороны, а пятки обращены друг к другу). Почтовая марка Венгрии (1963 г.) и монгольский блок (1968 г.) хорошо иллюстрируют исполнение фигуристами этою элемента. Оба эти знака почтового сбора как бы дополняют Друг друга: на венгерской марке изображен мужчина, скользящий на внутренних ребрах коньков (внутренняя спираль), фигуристка на монгольской миниатюре выполняет наружную спираль.
Особенно большое место в программах одиночного женского катания занимают пируэты (вращения) и прыжки «шпагат». Однако в филателии они распространения не получили. Имеются всего несколько знаков почтовой оплаты, рассказывающих о них. К числу лучших следует отнести марку, выпущенную в Чехословакии к первенству мира 1961 года, и марку достоинством в 20 филлеров из серии, посвященной чемпионату Европы 1963 года, проходившему в Будапеште.
В филателии запечатлены и другие элементы произвольного катания, имеющие множество разновидностей — шаги, переходы, дуги.
В этом отношении определенный интерес представляют красочные марки Бурунди, Йемена и княжеств Договорного Омана.
Но коллекционерам следует помнить, что авторы рисунков, воспроизведенных на знаках почтовой оплаты этих государств, не всегда правильно интерпретируют описываемый вид спорта.
Так, на марке Бурунди (1964 г.) показана несуразная конструкция коньков; фигуристка, изображенная на миниатюре ЙАР (1968 г.), почему-то выступает в перчатках и т. п.
Программа парного катания включает в себя элементы одиночного произвольного катания плюс совместные вращения и поддержки. Синхронность движений партнеров, их «скатанность» во многом определяют гармонию и красоту выступления.
К числу элементов, обогащающих комбинации спортсменов, в первую очередь относится сомкнутая спираль.
Очень наглядно она показана художником И. Филипповым на авиаконверте, изданном Министерством связи СССР 21 октября 1969 г. Большой художественной ценностью обладает другой советский конверт (худ. В. Пименов), на котором изображены фигуристы в параллельной спирали.
Один из самых колоритных и поразительных элементов парного катания — «тодес», так называемая «спираль смерти». Партнеры совместно исполняют спираль назад-наружу, затем мужчина становится на «циркуль», а партнерша объезжает вокруг него спиной, обращенной ко льду. Многим знакомы болгарские почтовая миниатюра и блок, посвященные Гренобльской олимпиаде, на которых неплохо воспроизведен тодес. Этот же сюжет повторен немецким художником Манфредом Готтшалем на многоцветной марке, поступившей в обращение в ГДР незадолго до открытия XI зимних Олимпийских игр.
Поддержки — большая группа фигур произвольного катания. Выполняя их, фигуристы демонстрируют атлетизм, ловкость и красоту пластических линий. Поднять партнершу можно различными способами, но обязательно на вытянутые руки. Одной из наиболее эффектных поддержек является «лассо». Большое художественное содержание ее умело раскрыто на венгерской почтовой миниатюре достоинством в 60 филлеров (1963 г.).
В рамках одной статьи невозможно перечислить все элементы одиночного и парного катания, настолько их много. Только одних прыжков в Правилах ИСУ насчитывается 130! Но уже то, что отражено в зеркале почтовых миниатюр, может многое рассказать о богатстве и многообразии этого зрелищного вида спорта.
Самым молодым видом фигурного катания являются танцы на льду. Их программа была утверждена только в 1948 году. Но спустя короткое время мир музыки, пластики и ритма привлек внимание спортсменов и многочисленных любителей изящного искусства.
Между парным катанием и танцами на льду существует определенное различие, и от знания его будет зависеть правильная классификация филателистического материала. Если в парном катании поощряется исполнение сложных прыжков, поддержек и обводок, то в спортивных танцах основной акцент делается на синхронном параллельном катании. В танцах не разрешены парные прыжки, высокие поддержки, исключена строгая классическая музыка. Плавность и грациозность, отточенная техника, предельная синхронность движений и высокая артистичность характеризуют умение фигуристов приблизить спортивный танец к хореографической миниатюре
Почтовая марка, выпущенная в Чехословакии в 1962 году (к первенству мира по фигурному катанию), знакомит нас с танцевальной позицией «килиан». Венгерская миниатюра, номинал которой 1 форинт (1963 г.), — с позицией «обратный килиан» (партнерша находится слева). Знакомый любителям фигурного катания элемент, который постоянно используют в своих выступлениях Л. Пахомова и А. Горшков, хорошо подай на монгольской марке (1968 г.). Этот сюжет очевидно навеян показательным выступлением прославленных мастеров в Гренобле. Дело в том, что танцы на льду не входят в программу Белых олимпиад, хотя давно уже ставится вопрос о том, чтобы включить их в состязания под названием «Ритмика на льду». И не исключено, что олимпийская программа 1976 года обогатится еще одним видом фигурного катания.
В последние годы начали появляться филателистические материалы в честь фигуристов, для которых олимпийский лед стал счастливым. В одной из серий Доминиканской Республики, посвященных олимпионикам 1956 года, есть марка, запечатлевшая Тенли Олбрайт — фигуристку из США. Примечательно, что, несмотря на юный возраст (в ту пору ей было всего лишь 20 лет), она уже обладала серебряной медалью Игр в Осло и уверенно выиграла золотую олимпийскую медаль в Кортина д'Ампеццо.
В ноябре 1968 года Республика Гаити выпустила серию знаков почтовой оплаты в честь олимпийских чемпионов Гренобля. На марке номиналом 20 сантимов изображены наши замечательные фигуристы, двукратные олимпийские чемпионы, четырехкратные чемпионы мира и Европы Л. Белоусова и О. Протопопов в момент выполнения ими поддержки «лассо». Две почтовые миниатюры (достоинством в 5 сантимов и 1,5 гурда) посвящены победительнице в одиночном катании американке Пегги Флеминг. Своеобразен почтовый выпуск Панамы, в котором обладатели всех трех олимпийских медалей представлены при помощи экспликаций и символов высшей спортивной доблести. Одна из марок напоминает об итогах состязаний в одиночном катании. Фамилии призеров П. Флеминг, Г. Зейферт и X. Машковой на ней сочетаются с изображением наград.
У спортивных событий текущего года олимпийская окраска. Присуща она и многим филателистическим новинкам. Фигуристы, изображенные на марках Венгрии, ГДР, ФРГ, Лихтенштейна, выпущенных к Олимпиаде в Саппоро, радуют коллекционеров новыми графическими решениями, придающими остроту оригинальным и динамичным элементам произвольной программы.
И хочется верить, что Министерство связи СССР отметит особым почтовым сувениром блистательный успех советских фигуристов И. Родниной и А. Уланова, Л. Смирновой и А. Сурайкина, завоевавших золотые и серебряные медали в парном катании, и С. Четверухина, занявшего второе место в конкурсе мужчин.
«Вторая жизнь ледовых новелл». В. Фурман. «Филателия СССР». 1972. №5