К каждым Олимпийским играм выпускается огромное количество значков. Эти небольшие миниатюры с изображением олимпийских колец и фигур спортсменов, спортивных сооружений и олимпийского огня, официальной эмблемы и талисмана становятся своеобразной летописью Игр.
Условно олимпийские значки можно разделить на две категории. Это, прежде всего официальные — определяющие права и функции носящего значок. Они выдаются членам МОК и международных спортивных федераций, конгрессменам, журналистам и фотокорреспондентам, аккредитованным на Играх, тренерам и врачам, судьям и работникам Оргкомитета, обслуживающему персоналу, наконец, самим спортсменам-олимпийцам.
Постоянными спутниками Игр являются и многочисленные сувенирные значки. Среди всех олимпийских сувениров они являются едва ли не основными, и, пожалуй, самыми массовыми и желанными. Они бывают самых разных размеров, их изготавливают из самых различных материалов: металла, пластмассы, керамики, порой даже из дерева, кожи и бумаги.
Особый интерес олимпийские значки представляют для фалеристов. Слово «фалеристика» обозначает коллекционирование нагрудных знаков. Оно произошло от названия почетного нагрудного знака «фалар», которым награждались наиболее отличившиеся воины Древнего Рима. Конечно, собрать все олимпийские значки, выпушенные в нашей стране, очень трудно. К сегодняшнему дню отечественной промышленностью выпускается огромное количество такой продукции. А число предприятий, желающих се выпускать, с каждым днем все увеличивается.
Первый официальный значок, посвященный Олимпиаде-80, был выпущен перед поездкой советской делегации на сессию МОК, которая утверждала кандидатуру Москвы на проведение Игр 1980 года. Это прямоугольная миниатюра, в верхней части которой на голубом фоне размещены пять олимпийских колец. Ниже — зубчатая Кремлевская стена, и на переднем плане — фигура женщины в традиционной русской одежде. На ее вытянутых руках — поднос с караваем хлеба. На свисающем с подноса рушнике вышита славянской вязью буква «М».
Как только стало известно, что Москва станет столицей Игр XXII Олимпиады, к созданию эскизов олимпийских значков были привлечены многие крупные художники СССР. Отечественные предприятия, выпускающие фалеристические изделия, такие, как Экспериментальный творческо-производственный комбинат, Эстонское производственное объединение «Норма», Сочинская сувенирная фабрика, Латвийское производственное объединение «Дайльраде», Самаркандский завод хозбытизделий, Ленинградское производственное объединение «Русские самоцветы» и многие другие, включили производство олимпийских значков в свои планы.
Значки с символикой Игр ХХП Олимпиады выпускают не только в нашей стране, но и за рубежом. В начале 1977 года между Оргкомитетом «Олимпиада-80» и итальянской фирмой «Бертони» было заключено соглашение, по которому фирма получила исключительное право изготовлять различные сувениры с олимпийской символикой и распространять их на территории 22 стран. В числе олимпийской продукции «Бертони» есть и различные значки.
Одним из перных советских предприятий, получивших дипломы Оргкомитета на право изготовления олимпийских значков, был Мытищинский завод опытных и сувенирных изделий. С момента выпуска первых изделий прошло два года, но завод по-прежнему занимает ведущее место по количеству и разнообразию ассортимента среди предприятий, выпускающих подобную продукцию. За это время здесь освоили новую технологию покрытия фалеристических миниатюр под цвет старого серебра и меди, значительно расширили их ассортимент.
В разработке олимпийской тематики нет готовых рецептов, оригинальность решения зависит от умения, опыта и вкуса автора. Каждый из художников Мытищинского завода разрабатывает тему по-своему. Особым успехом у покупателей пользуются миниатюры художников В.Г .Левченко, Н.И. Сапожниковой, Н.И. Федосова.
Я разговариваю с главным художником завода Сергеем Дзябурой. Он— автор многих сувениров с олимпийской символикой. В Париже и Монтрее экспонировался разработанный им набор по 21 олимпийскому виду спорта, на ВДНХ СССР— «Медаль Игр XXII Олимпиады». Есть среди его авторских работ и многие олимпийские значки.
— Олимпийская тема занимает в творчестве наших художников особое место,— рассказывает Сергей Дзябура.— Предприятие выпускает самые разнообразные сувениры с олимпийской символикой. Но главное — это значки. Тематика их самая разная. Это наборы, в которые входят значки с гербами советских городов, с архитектурными памятниками Кремля и видами Москвы. Выпускаем также и комплекты значков, на которых изображены спортивные сооружения Москвы. Самое большое количество фалеристических изделий выпускается с изображением фигур спортсменов. Хочу заметить, что работать над их созданием довольно трудно. Без знания спорта здесь не обойтись. Бывает, что творческий замысел у художника быстро находит воплощение, а бывает и так, что на поиски удачного решения уходят недели и месяцы, ведь маленькие значки должны быть предельно лаконичными.
Сергей Дзябура раскладывает передо мной комплекты и отдельные значки. Среди них несколько наборов по видам спорта. Вот на сине-лазурном фоне фигуры спортсменов, застывших в характерных для каждого из олимпийских видов спорта движениях... Вот парусник с туго натянутыми снастями, С выгнутыми от ветра парусами... Серия из пяти миниатюр, на которых представлены виды современного пятиборья... Традиционные русские матрешки с надписью «Москва 1980». Особенно много значков с официальной эмблемой Игр ХХП Олимпиады. Они самых разных форм и размеров. Фон этих миниатюр— красный, синий, голубой, желтый, черный — отражает цвета олимпийских колец. Есть здесь и несколько видов значков с переплетенными олимпийскими кольцами, символизирующими дружбу и единение спортсменов пяти континентов. А вот и одно из последних изделий завода — официальный талисман Олимпийских игр 1980 года медвежонок Миша.
Как же создается значок? Сначала художникам завода задается тема будущего олимпийского значка. Разработанные ими предварительные эскизы авторы представляют на художественный совет, в который, помимо художников, входят граверы, эмальеры, работники ОТК. Затем художник, чей форэскиз был признан лучшим, делает из гипса точную копию будущего олимпийского значка. Эта модель должна быть утверждена уже на художественном совете министерства. И только после этого значок запускают в производство. Его гравируют, штампуют, обрабатывают в гальванике, прикрепляют булавочное крепление, накладывают горячую эмаль или краску, сушат. Готовое изделие поступает в ОТК, на склад, в продажу.
Улица Горького, дом 37. Здесь, недалеко от здания, в котором разместился Оргкомитет «Олимпиада-80», находится магазин «Олимпийский сувенир». Основные его товары, как это уже ясно из названия магазина,— изделия с олимпийской символикой. Сюда, в отдел по продаже значков, поступает от предприятий-изготовителей самое большое количество олимпийских фалеристических изделий. И естественно, что здесь и самое большое количество покупателей, интересующихся этой продукцией.
— За пять месяцев, прошедших со дня открытия нашего фирменного магазина,— рассказывает старший товаровед Вера Жукова,— мы получили сувенирных значков с олимпийской тематикой на сумму 29,1 тысячи рублей, а продали на 21,5 тысячи. Это очень хороший показатель. Олимпийские значки очень быстро реализуются, особенно в летний период, когда в Москву приезжают советские и иностранные туристы. Основные наши поставщики – «Русский сувенир», эстонская «Норма», московский завод «Победа» и другие предприятия. Особенной популярностью пользуются фалеристические изделия Мытищинского завода опытных и сувенирных изделий. Мы принимаем их без единой рекламации. Значки этого завода — недорогие, яркие, красочно оформленные. Особый успех выпал на долю олимпийского талисмана Миши. Его с удовольствием берут и взрослые и дети.
Все ближе Олимпийские игры, все больше появляется на прилавках магазинов олимпийских значков. И можно с уверенностью сказать, что они будут, как говорится, в «моде» до 1980 года. Не забудут о них и после закрытия Игр. Жизнь значков будет продолжаться в многочисленных коллекциях фалеристов.
«Маленькие спутники Олимпийских игр». Галина ПАНТЕЛЕЕВА. Журнал «Олимпиада-80», 1978, №21