Из штаб-квартиры МОК в швейцарской Лозанне отправилось в долгий путь письмо в Москву – во Всесоюзное общество филателистов. Конверт украшали пять олимпийских колец и оттиск красной мастикой франкотурного штемпеля, возвещавшего о международной филателистической выставке «Олимфилэкс-85». А вложенный в конверт очередной пресс-релиз анонсировал тот же вернисаж. Организаторы его напомнили о месте и времени встречи олимпийцев-коллекционеров, о тематических классах, о выпусках-посвящениях почты МОК и Швейцарии, об условиях участия для почтовых администраций и торговцев марками, о семинарах и т.д. и т.п. Приводились телефон и телекс в Шато де Види – для связи с устроителями грядущей филателистической Олимпиады с лозаннском дворце Бельё.
Конверт МОК с франкотурным штемпелем «Олимфилэкс-85» – послание во Всесоюзное общество филателистов
Подтекст же послания был прозрачен: поторопитесь, коллеги, с доставкой национальных экспонатов – скоро уж открытие выставки.
Однако по иронии судьбы письмо из Лозанны доставили адресату на главную московскую улицу, носившую имя пролетарского писателя Горького, неделю спустя после закрытия выставки.
Между тем «Олимфилэкс-85» стала знаковым звеном в цепи эпохальных событий, ей предшествовавших. И о них стоит напомнить.
1 мая 1840 года британец Роуленд Хилл, изобретатель первой в мире почтовой приклеиваемой марки – легендарного «Черного пенни», записал в своем дневнике: «В первый раз марки выпущены сегодня в Лондоне для населения. Страшная суматоха на почтамте». Спустя без малого четверть века в континентальной Европе было изобретено слово «филателия».
Эту честь приписывают французскому коллекционеру Жоржу Эрпену, который ввел в обиход свой неологизм в 1864 году.
Такова канонизированная история рождения почтовой марки и ее дочери филателии.
Что касается филателии олимпийской, то среди ревнителей истины не утихают споры о дате ее появления на свет. Одни отдают первородство небесно-голубой виньетке, изданной кубертеновским МОК накануне или сразу после исторического Олимпийского конгресса 1894 года. Другие отстаивают версию рождения олимпийской филателии в день открытия первой Олимпиады современности в Афинах, когда почта Греции пустила в обращение дюжину олимпийских марок с шедеврами эллинского ваяния и архитектуры.
Как бы то ни было, с тех пор многое изменилось в мире. В мире олимпийской филателии – тоже. И марки стали рассказывать об этих переменах. Прежде всего, о содружестве спорта и искусства. В том числе искусства малой графики, в котором работают творцы почтовых марок.
Наконец, избрание главой МОК испанского маркиза Самаранча и московские Игры-80 приблизили филателистов к созданию всемирного объединения коллекционеров-олимпийцев. Олимпийский президент и коллекционер, Хуан Антонио Самаранч собрал филателистов с мировым именем в Шато де Види и предложил им создать Международную федерацию олимпийской филателии – FIPO. Учредительную Ассамблею созвали в той же Лозанне утром 7 декабря 1982 года. А на исходе дня сподвижники Самаранча поздравляли друг друга с рождением нового объединения, а его самого – с избранием на пост президента ФИПО.
В тот же вечер было произнесено немало торжественных слов о сотрудничестве с МОК, о расширении круга олимпийских коллекционеров, о необходимости впредь проводить смотры-выставки олимпийской филателии. Маркиз Самаранч высказался – вполне в духе барона Кубертена - о роли филателии в деле образования и воспитания молодого поколения для утверждения олимпийских идеалов.
Самым первым и удачным проектом ФИПО оказалась первая из международных выставок под названием «Олимфилэкс». Олимпийский вернисаж - 1985 в Лозанне был призван отобразить олимпийский мир, его идеалы и игры в почтовых документах. И это удалось команде Самаранча.
Круглый швейцарский штемпель
Механический швейцарский штемпель на немецком языке
Механический швейцарский штемпель на итальянском языке
Премьера состоялось 18 марта в лозаннском «Пале де Бельё». Выставку открыли Хуан Антонио Самаранч и Ладислав Дворжачек - главы МОК и ФИП, давшие ей свой патронат. На площади в добрую треть гектара разместились 1150 стендов с почти двумястами коллекций 138 экспонентов, а также прилавки и офисы почтовых администраций, почтовых музеев, торговых фирм, спортивных федераций из 31 страны мира.
Лучшую часть выставочного городка занимал лабиринт из стендов. Каждый из них хранил свою тайну – об античных играх, деяниях барона Кубертена, первых Играх современности, олимпийских конгрессах и сессиях, эстафетах олимпийского огня, эволюции видов спорта, выхода на арены Игр молодых стран Африки и Азии... И из экспонентов составилась сокровищница почтовых документов со времен афинской Олимпиады 1896 года.
И в каждом выставочном классе были представлены лучшие коллекции. А таких классов было восемь: почетный, официальный, олимпийский, спортивный, международный, виньеточный, молодежный, литературный. В «Почетном дворе», как именуется парадная территория каждой всемирной выставки, особой привилегии удостоился президент МОК. Выставочное жюри, в которое вошли Маурицио Теккарди (Италия), Манфред Бергман (Израиль) и Михаил Циронис (Греция), удостоило своего патрона первой премии вместе с итальянцем Франко Пеллегрини. Между прочим, Самаранч выставил ту же коллекцию «История Олимпийских игр», которая произвела сенсацию почти пятью годами ранее в Москве на выставке «Олимфил-80».
Достойно выступила и сборная Всесоюзного общества филателистов. Экспоненты из Москвы и Ленинграда, Рязани и Свердловска обратили на себя внимание.
Особенно, пожалуй, дебютант олимпийского вернисажа – Центральный музей связи имени Александра Попова, демонстрировавший подборку «Олимпийские игры на почтовых марках и художественных конвертах». В литературном классе был представлен и автор этих строк, получивший свою первую олимпийскую филателистическую награду в соперничестве с создателями книг, журнальных публикаций и каталогов из 16 стран.
Виньетки ФИПО
Лозаннские смотрины стали крупнейшим событием в истории олимпийской и спортивной филателии. Выставка на берегу Женевского озера превзошла все подобные в прошлом по масштабу, составу участников, тематическому разнообразию экспозиции, да и общественному резонансу. И не беда, что между экспонентами стояли порой языковые барьеры. Не беда, что их встреча состоялась в неурочный послеолимпийский год. Не беда, наконец, что выставка была задумана неконкурсной, а оттого от устроителей достались ее участникам не наградные, а памятные медали. Десять таких наград оказались на счету советской команды.
Наградной диплом «Олимфилэкс-85».
Свои сувениры приурочили к вернисажу почтовые ведомства 24 стран – марки и блоки, надпечатки на прежних олимпийских выпусках, аэрограммы и почтовые карточки, а также специальные гашения. Почта СССР обошлась без подобных церемониальных подарков. Швейцарские почтовики деловито отметили праздник – изготовили серию специальных штемпелей. Позаботился о своем детище и МОК. Его выставочный набор таков: две виньетки ФИПО, франкотурный штемпель штабквартиры, вступивший в действие 1 января 1985 года, и почтовые карточки с эмблемой «Олимфилэкс-85», на лицевой стороне которой Хуану Антонио Самаранчу очень нравилось оставлять свой затейливый автограф победителя.
«Лозаннские смотрины». Б.А. Базунов. «Спорт для всех». 2010, №471