В тот день, когда Рим торжественно вступил в права хозяина семнадцатых Олимпийских игр, итальянская почта ввела в город свой авангард. Возглавляли его два почтовых сувенира – марка и штемпель. И оба остались символами открытия Игр. Речь – о заглавной миниатюре из олимпийской марочной серии с изображением легендарной волчицы, памятник которой у древнего Капитолия поставлен в благодарность за спасение не менее легендарных мальчуганов Ромула и Рема – основателей Рима. И речь – о почтовом штемпеле в честь начала Олимпиады, который действовал всего один день, а потому пользовался наибольшим спросом у коллекционеров.
Рим и Италия на обновленном стадионе «Форо италико» праздновали встречу Олимпиады. И наверняка прибытие долгожданной гостьи в Вечный город напомнило многим любопытные давние сюжеты. Ведь когда-то наместники Рима взяли под контроль атлетические игры в греческой Олимпии, уже утратившие традиции и самостоятельность. И даже пытались узурпировать олимпийские состязания, превратив их в имперские игры. Диктатор Сулла повелел 175-ю Олимпиаду провести в столице империи. Однако римляне не поддержали его инициативы, ослушавшись грозного указа. И когда-то римский император Флавий Феодосий I Великий, провозгласивший католичество государственной религией, запретил языческие игры в Олимпии.
Однако в XX веке Олимпиада без принуждения и добровольно пожаловала в город Ромула и Рема. И накануне праздника, корнями уходящего в языческую античность, собравшихся на площади перед собором Святого Петра атлетов и туристов благословил папа Иоанн XXIII. Несколькими днями позже глава всех католиков, как разузнали журналисты, следил за гонками на байдарках и каноэ из окон своей резиденции в подзорную трубу.
А на церемонии открытия случилось знаменательное событие: вновь, как и 64 года назад, прозвучал истинный олимпийский гимн, созданный греками – поэтом Костисом Паламасом и композитором Спиросом Самара. Рим восстанавливал традицию Афин, чуть было не утерянную.
Погашенная специальным штемпелем «Олимпийская деревня» марочная пара капитолийских волчиц
на аэрограмме оргкомитета Игр-1960.
Эта торжественная песнь Играм и атлетам впервые прозвучала на Панафинейском стадионе 6 апреля 1896 года. Она была музыкальным прологом также Игр 1900 и 1908 годов. Но затем олимпийские организаторы позволяли себе сомнительную самодеятельность, санкционированную, как ни странно, Кубертеном. И вот какие произведения звучали на последующих олимпийских церемониях. В Стокгольме-1912: «Триумфальный олимпийский марш» – творение шведского композитора Александерссона. В Антверпене 1920: кантата Пьера Бенойта в хоровом исполнении. В Париже-1924: «Хор» французского композитора XIX века Франсуа Обера и «Гимн Франции» Амброзо Томаса. В Амстердаме-1928: кантата Валериуса в исполнении оркестра королевской и морской гвардии. В Лос-Анджелесе-1932: композиция «Олимпийский гимн» Брэдли Келлера под аккомпанемент и на текст Луи Бенсона. В Берлине-1936: интерпретация «Марша почета» Рихарда Штрауса. В Лондоне-1948: гимн гостеприимства на музыку Роджера Куилтера и на слова Радьярда Киплинга («Non Nobis Domine»). В Хельсинки-1952: музыкальная поэма Тойво Люю и Яако Линьяма. В Мельбурне1956: «Олимпийский гимн» на слова античного поэта Пиндара и на музыку Майкла Списака.
В Риме же прозвучала возрожденная «Олимпийская кантата» Самара и Паламаса в современной аранжировке итальянца Доменико Фантини. И это санкционировал МОК на своей сесии 1958 года в Токио, поддержав инициативу вдовы Спироса Самара Анны и греческого члена МОК Иоанна Кетцеаса. «Бессмертный дух античности» – этими словами начинается «Олимпийская кантата» и ими же завершается.
«Гостья Вечного города». Б.А. Базунов. «Спорт для всех». 2009, №432