Сложнейшая техника фигурного ка­тания на коньках, подчиняемая музы­кальному сопровождению, позволяет создать высоко эмоциональное спортивное выступление. Сюжеты ле­довых новелл обрели вторую жизнь в многочисленных почтовых миниатю­рах, художественных маркированных конвертах и оттисках штемпелей.

Филателистический дебют фигурного катания состоялся в апреле 1925 года, когда в обращении появи­лись первые спортивные мерки Венгрии. На одной из них художник Ф. Гельбинг изобразил фигуриста в момент скольжения.

Спустя почти четверть века фигур­ное катание вновь появилось на поч­товых миниатюрах и с тех пор зани­мает в спортивной филателии одно из видных мест.

Япония (1949 г.), ГДР (1950 г.) и Польша (1953 г.) посвятили женскому одиночному катанию по одной марке, на которых показаны элементы произвольного  катания.

Красочная авиапочтовая марка ВНР (1955 г.) первой в филателии ото­бразила один из интереснейших ви­дов   фигурного   катания — парное.

Особый интерес для коллекционе­ров представляет мерка Республики Сан-Марино, выполненная известным мастером почтовой графики Коррадо Манчиоли. Выпущенная накануне Бе­лой олимпиады в Кортина д'Ампеццо, миниатюра не только удачно анонси­ровала один из видов программы, но и превратилась в шедевр спортивной филателии. «Фигуристка в голубом вызывает восхищение... — писал в то время итальянский журнал «Спортфила». — В ней (марке. — Ред.) пора­жают прежде всего подбор красок, грациозность движений и совершен­ное графическое воплощение». Золо­тая медаль Альберто Бонакоса, уч­режденная для награды за лучшую спортивную марку мира, была при­суждена тогда этой миниатюре.

Не менее интересна австрийская марка, выпущенная к юбилею Вен­ского конькобежного союза. Ее доку­ментальность и отличное графиче­ское исполнение способствуют боль­шому эффекту восприятия. «Петля», одно из обязательных упражнений, выполняется фигуристкой легко и непринужденно. Привлекает внима­ние конструкция коньков, очень схо­жая с нашими современными конька­ми для массового катания — «Снегу­рочка».

Фигурное катание—это красивый и увлекательный вид спорта. Лежа­щие в его основе четыре хода скольжения, сочетаемые с различны­ми способами перемены направле­ния, всевозможными прыжками, вра­щениями, спиралями и шагами, чере­дуемыми в любой последовательно­сти, позволяют создать оригиналь­нейшие композиции произвольной программы.

Большое разнообразие и ориги­нальность поз фигуристов (нередко заимствуемых из балета) с каждым годом привлекают все большее вни­мание издателей знаков почтовой оплаты.

Прыжок «олень», во время которо­го спортсмен одну ногу отводит и вытягивает назад, а вторую сгибает в колене, одним из первых завоевал симпатии художников и граверов. Наилучшим образом он передан на марках СССР и Венгрии (1960 г.), Бол­гарии (1964 г.), Эквадора (1967 г.), Румынии (1968 г.).

Популярным является инерционное скольжение фигуристов, выполняемое в равновесии на одной ноге, в поло­жении «ласточки». Выразительный пластический образ фигуристки, соз­данный на почтовых миниатюрах Гви­неи, ЧССР (1964 г.), Парагвая (1966 г.), Либерии (1968 г.), помогает осмыслить этот интересный элемент. Зачастую в равновесии выполняются различные спирали, украшающие общую композицию программы. К числу таких относится «кораб­лик» — спираль на двух ногах (носки предельно разведены в стороны, а пятки обращены друг к другу). Поч­товая марка Венгрии (1963 г.) и монгольский блок (1968 г.) хорошо иллюстрируют исполнение фигуристами этою элемента. Оба эти знака почто­вого сбора как бы дополняют Друг друга: на венгерской марке изобра­жен мужчина, скользящий на внут­ренних ребрах коньков (внутренняя спираль), фигуристка на монгольской миниатюре выполняет наружную спираль.

Особенно большое место в про­граммах одиночного женского ката­ния занимают пируэты (вращения) и прыжки «шпагат». Однако в филате­лии они распространения не полу­чили. Имеются всего несколько зна­ков почтовой оплаты, рассказываю­щих о них. К числу лучших следует отнести марку, выпущенную в Чехо­словакии к первенству мира 1961 го­да, и марку достоинством в 20 филле­ров из серии, посвященной чемпио­нату Европы 1963 года, проходивше­му в Будапеште.

В филателии запечатлены и другие элементы произвольного катания, имеющие множество разновидно­стей — шаги, переходы, дуги.

В этом отношении определенный интерес представляют красочные марки Бурунди, Йемена и княжеств Договорного Омана.

Но коллекционерам следует пом­нить, что авторы рисунков, воспроиз­веденных на знаках почтовой оплаты этих государств, не всегда правильно интерпретируют описываемый вид спорта.

Так, на марке Бурунди (1964 г.) по­казана несуразная конструкция конь­ков; фигуристка, изображенная на миниатюре ЙАР (1968 г.), почему-то выступает в перчатках и т. п.

Программа парного катания вклю­чает в себя элементы одиночного произвольного катания плюс сов­местные вращения и поддержки. Синхронность движений партнеров, их «скатанность» во многом опреде­ляют гармонию и красоту выступле­ния.

К числу элементов, обогащающих комбинации спортсменов, в первую очередь относится сомкнутая спи­раль.

Очень наглядно она показана ху­дожником И. Филипповым на авиа­конверте, изданном Министерством связи СССР 21 октября 1969 г. Большой художественной ценностью обладает другой советский конверт (худ. В. Пименов), на котором изо­бражены фигуристы в параллельной спирали.

Один из самых колоритных и пора­зительных элементов парного ката­ния — «тодес», так  называемая «спираль смерти». Партнеры совместно исполняют спираль назад-наружу, за­тем мужчина становится на «цир­куль», а партнерша объезжает вокруг него спиной, обращенной ко льду. Многим знакомы болгарские почто­вая миниатюра и блок, посвященные Гренобльской олимпиаде, на которых неплохо воспроизведен тодес. Этот же сюжет повторен немецким ху­дожником Манфредом Готтшалем на многоцветной марке, поступившей в обращение в ГДР незадолго до от­крытия  XI зимних Олимпийских игр.

Поддержки — большая группа фи­гур произвольного катания. Выполняя их, фигуристы демонстрируют атле­тизм, ловкость и красоту пластиче­ских линий. Поднять партнершу мож­но различными способами, но обяза­тельно на вытянутые руки. Одной из наиболее эффектных поддержек яв­ляется «лассо». Большое художест­венное содержание ее умело рас­крыто на венгерской почтовой миниатюре достоинством в 60 филлеров (1963 г.).

В рамках одной статьи невозможно перечислить все элементы одиночно­го и парного катания, настолько их много. Только одних прыжков в Пра­вилах ИСУ насчитывается 130! Но уже то, что отражено в зеркале почтовых миниатюр, может многое рассказать о богатстве и многообразии этого зрелищного  вида спорта.

Самым молодым видом фигурного катания являются танцы на льду. Их программа была утверждена только в 1948 году. Но спустя короткое вре­мя мир музыки, пластики и ритма привлек внимание спортсменов и многочисленных любителей изящного искусства.

Между парным катанием и танца­ми на льду существует определенное различие, и от знания его будет за­висеть правильная классификация филателистического материала. Если в парном катании поощряется исполне­ние сложных прыжков, поддержек и обводок, то в спортивных танцах основной акцент делается на синхрон­ном параллельном катании. В танцах не разрешены парные прыжки, высо­кие поддержки, исключена строгая классическая музыка. Плавность и грациозность, отточенная техника, предельная синхронность движений и высокая артистичность характеризуют умение фигуристов приблизить спор­тивный танец к хореографической миниатюре

Почтовая марка, выпущенная в Че­хословакии в 1962 году (к первенству мира по фигурному катанию), знако­мит нас с танцевальной позицией «килиан». Венгерская миниатюра, но­минал которой 1 форинт (1963 г.), — с позицией «обратный килиан» (парт­нерша находится слева). Знакомый любителям фигурного катания эле­мент, который постоянно используют в  своих  выступлениях  Л. Пахомова и А. Горшков, хорошо подай на мон­гольской марке (1968 г.). Этот сюжет очевидно навеян показательным вы­ступлением прославленных мастеров в Гренобле. Дело в том, что танцы на льду не входят в программу Белых олимпиад, хотя давно уже ставится вопрос о том, чтобы включить их в состязания под названием «Ритмика на льду». И не исключено, что олим­пийская программа 1976 года обога­тится еще одним видом фигурного катания.

В последние годы начали появлять­ся филателистические материалы в честь фигуристов, для которых олим­пийский лед стал счастливым. В од­ной из серий Доминиканской Респуб­лики, посвященных олимпионикам 1956 года, есть марка, запечатлевшая Тенли Олбрайт — фигуристку из США. Примечательно, что, несмотря на юный возраст (в ту пору ей было всего лишь 20 лет), она уже обладала серебряной медалью Игр в Осло и уверенно выиграла золотую олимпийскую медаль в Кортина д'Ампеццо.

В ноябре 1968 года Республика Гаити выпустила серию знаков почто­вой оплаты в честь олимпийских чем­пионов Гренобля. На марке номиналом 20 сантимов изображены на­ши замечательные фигуристы, дву­кратные олимпийские чемпионы, че­тырехкратные чемпионы мира и Ев­ропы Л. Белоусова и О. Протопопов в момент выполнения ими поддерж­ки «лассо». Две почтовые миниатюры (достоинством в 5 сантимов и 1,5 гур­да) посвящены победительнице в одиночном катании американке Пег­ги Флеминг. Своеобразен почтовый выпуск Панамы, в котором обладатели всех трех олимпийских медалей пред­ставлены при помощи экспликаций и символов высшей спортивной до­блести. Одна из марок напоминает об итогах состязаний в одиночном ка­тании. Фамилии призеров П. Фле­минг, Г. Зейферт и X. Машковой на ней сочетаются с изображением на­град.

У спортивных событий текущего года олимпийская окраска. Присуща она и многим филателистическим но­винкам. Фигуристы, изображенные на марках Венгрии, ГДР, ФРГ, Лих­тенштейна, выпущенных к Олимпиаде в Саппоро, радуют коллекционеров новыми графическими решениями, придающими остроту оригинальным и динамичным элементам произволь­ной программы.

И хочется верить, что Министерст­во связи СССР отметит особым поч­товым сувениром блистательный ус­пех советских фигуристов И. Родниной и А. Уланова, Л. Смирновой и А. Сурайкина, завоевавших золотые и серебряные медали в парном ката­нии, и С. Четверухина, занявшего второе место в конкурсе мужчин.

«Вторая жизнь ледовых новелл». В. Фурман. «Филателия СССР». 1972. №5  

 

© 2020 КЛУБ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

^ Наверх