Серия марок почты Беларуси, выпущенная в честь Игр XXX Олимпиады, состоявшихся с 27 июля по 12 августа 2012 года в Лондоне (Великобритания), по ряду параметров стоят несколько особняком от остальных олимпийских выпусков страны. Но прежде чем рассмотреть эту «обособленность», немного предыстории.

 


Ил.1. Олимпийская надпечатка на блоке

 


Ил.2 Марки с эмблемой 100-летия образования МОК

 

Несмотря на относительную молодость современного белорусского государства (Декларация о государственном суверенитете, подразумевавшем, в том числе, и почтовую самостоятельность, была принята 27 июля 1990 года, первые марки Республики Беларусь вышли 20 марта 1992 года, Национальный Олимпийский Комитет страны был создан 22 марта 1991 года и признан МОК 9 марта 1992 года), Белпочта имеет уже достаточно богатый опыт издания марок по олимпийской тематике. Были в ее истории и «первый блин комом» – явно спекулятивный выпуск 1994 года, надпечатка на двух языках, английском и белорусском, к зимней Олимпиаде в Лиллехаммере, выполненная Сэмом Меламудом на марке и блоках с изображением Креста Евфросинии Полоцкой, которые практически не попали в почтовое обращение и могут быть на полном основании признаны спекулятивным выпуском (ил. 1), были и ошибки «по молодости лет», когда на марках серии, выпущенной к летней Олимпиаде 1996 года в Атланте, появилась официальная эмблема празднования 100-летия образования МОК, которое отмечалось в... 1994 году (ил. 2). Тем не менее, почти 60 марок и блоков, выпущенных белорусской почтой, достойно отмечают участие белорусских спортсменов в летних и зимних Олимпиадах.

 


Ил.3. «Медальная» надпечатка на блоке 

 


Ил.4. Блок посвященный Играм XIX зимней Олимпиады 

 


Ил.5. Победный гол

 

Традиционным для Белпочты стал следующий алгоритм – выпуск марки или блока накануне Олимпийских игр и появление «чемпионского выпуска» по итогам Игр. Впервые такой алгоритм был применен во время Игр XXVII Олимпиады в Сиднее, когда, в стиле советской почты, была сделана «медальная» надпечатка на блоке, выпущенном перед Играми (ил. 3). Начиная с зимней Олимпиады 2002 года в Нагано, успехи белорусских спортсменов стали отмечать отдельным выпуском с изображением чемпионов и медалистов (ил. 4). На блоке, выпущенном после Олимпиады, изображены вратарь хоккейной сборной Беларуси Андрей Мезин, а на полях – победный гол Владимира Копатя в ворота Томми Сало в матче против сборной Швеции (ил. 5) и обладатель единственной олимпийской медали в белорусской команде на этих играх – фристайлист Алексей Гришин.

 


Ил.6. Медалисты

 


Ил.7. Медалисты

 

Такой подход, учитывая начавшиеся в олимпийском движении «допинговые войны», оказался чреват последствиями. Из 17 белорусских медалистов, изображенных на блоке, выпущенном «по горячим следам» (ил. 6), двое (Иван Тихон, метание молота, и Ирина Ятченко, метание диска) были дисквалифицированы и лишены медалей по результатам повторного анализа взятых после медального выступления проб на допинг. Случилось это в 2012 году. Аналогичная история случилась на Играх 2008 года в Пекине, где из 30 белорусских медалистов, изображенных на блоке (ил. 7), дисквалификации в разные годы подверглись 8 спортсменов. Игорь Девятовский и Иван Тихон (серебро и бронза в метании молота) были дисквалифицированы первоначально уже в декабре 2008 года, что стало причиной задержки выпуска медального блока на 2 года – он был выпущен в обращение только 24 июля 2010 года, когда после отмены Арбитражным судом решения о дисквалификации белорусским спортсменам были возвращены завоеванные медали.

Вероятно, все это (дисквалификация Тихона и Ятченко в 2012 году, перипетии с Девятовским и тем же Тихоном в 2008-2010 гг.) и стало причиной того, что в 2012 году алгоритм был нарушен – марки перед Олимпиадой так и не вышли, а появились лишь после того, как Лондонская Олимпиада завершилась, 21 декабря 2012 года. Формально на их «чемпионский статус» указывают лишь надписи на полях марочных листов и выбранный для марок основной цвет, соответствующий цвету металла олимпийских медалей.

 


Ил.8-10. Выпуск 2012 года

 


Листы уменьшенного формата

 


Ил.11. Конверт первого дня

 

Однако для начала чисто технические детали выпуска. Как указано выше, серия из 3 марок, посвященных летним Олимпийским играм в Лондоне, выпущена официально в почтовое обращение 21 декабря 2012 года. Художник, подготовивший серию, - Иван Лукин. Марки выполнены в преобладающих цветах металла, соответствующего медалям, завоеванным белорусскими спортсменами, - бронзовом. Серебряном и золотом. Марки отпечатаны офсетным способом, с гребенчатой перфорацией 14:14¼, и поступили в продажу в листах уменьшенного формата из 8 марок и 4 купонов с изображением эмблемы НОК Республики Беларусь. Размер марок 40×28 мм, сцепки из двух марок с промежуточным купоном – 113×28 мм, листов – 140×137 мм. Номиналы марок – М (международная приоритетная почтовая карточка), Н (международное неприоритетное письмо до 20 гр.) и Р (международное приоритетное письмо до 20 гр.) (ил. 8-10). Гашение первого дня было организовано на почтамте в Минске, был выпущен специальный конверт первого дня (ил. 11).

 

Ил.12. Картмаксимум

 

А теперь собственно об особенностях данного выпуска. Как уже указано выше, впервые марки вышли после завершения Игр, без традиционного предолимпийского выпуска. Опять же впервые Белпочта отказалась от явного, «портретного», изображения медалистов, заменив его (первый и единственный случай в ее истории) силуэтными изображениями, на первый взгляд просто символизирующими медальные виды спорта. На это же указывают и надписи на боковых полях листов, перечисляющие дисциплины, в которых были завоеваны медали соответствующего достоинства, без упоминания фамилий спортсменов.

 


Ил.13. Картмаксимум

 

Вместе с тем, благодаря известному белорусскому максимафилисту и автору замечательных картмаксимумов Александру Гришачеву, можно с уверенностью утверждать, что Иван Лукин изобразил на марках не просто «типовых спортсменов в типовых ситуациях», а конкретных медалистов, узнаваемых в силуэтных изображениях часто даже без сторонней подсказки (например, теннисисты Виктория Азаренко и Максим Мирный). Во многих случаях Александр смог найти и использовал для изготовления почтовых карточек именно те фотографии, что послужили основой изображения на марках.

 


Ил.14

 

Серия к Лондонской Олимпиаде включает 11 картмаксимумов, отмечающих 12 медалей белорусских олимпийцев (Александра Герасименя завоевала 2 серебряные медали в плавании на разных дистанциях, поэтому был подготовлен лишь один картмаксимум).

 


Ил.15 

 


Ил.16

 


Ил. 17

 


Ил.18

 

Для картмаксимумов, отражающих медали белорусских гребцов на байдарках (серебро Вадима Махнева и Романа Петрушенко (ил. 12) и бронза четверки в составе Ирины Помеловой, Надежды Попок, Ольги Худенко и Марины Полторан (ил. 13)), бронзу тяжелоатлетки Ирины Кулеши (ил. 14), золото стрелка Сергея Мартынова (ил. 15), совпадение фрагмента рисунка марки и почтовой карточки является практически полным. Несмотря на использование другой фотографии-основы, узнаваемыми остаются на марках Виктория Азаренко (бронза в одиночном разряде в женском теннисном турнире, ил. 16) и она же в паре с Максимом Мирным (ил. 17). Бронзовая медалистка в тяжелой атлетике Марина Шкерманкова (ил. 18) не попала на марку по той же причине, почему двукратной медалисте Герасимене посвящен лишь один картмаксимум – концепция «символического изображения» не позволила отобразить две медали одного достоинства в одном виде спорта.

 


Ил. 19

 


Ил.20

 


Ил.21

 


Ил. 22

 

Несколько особняком оказались изображения каноистов (ил. 19) и гимнасток-художниц (ил. 20-21), относительно которых сложно утверждать о персональной узнаваемости силуэтных изображений, однако с учетом вышеизложенного, можно предположить, что они также сделаны по фотографиям спортсменов (хотя и сложно угадать, кто конкретно из гимнасток удостоился чести попасть на марки (упражнения с обручем, возможно, в групповых выступлениях, и с лентой). Определенным диссонансом является картмаксимум, посвященный Александре Герасимене (ил. 22), – обе медали она завоевала на дистанциях вольного стиля (50 и 100 м), а использована фотография ее выступления в баттерфляе, в котором она в Лондоне в финал не попала (была лишь 13-й в полуфинале).

 


Ил.23

 

В заключение остается лишь добавить, что тираж серии картмаксимумов А. Гришачева, подготовленной на основе серии, выпущенной по итогам Лондонской Олимпиады, - 32 комплекта. Оборотная сторона всех картмаксимумов одинаковая, отличается лишь указанием фамилии спортсмена и вида спорта, в котором завоевана медаль (ил. 23).

Виктор АФАНАСЬЕВ (Минск)

© 2020 КЛУБ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

^ Наверх