Гонимые ажиотажными слухами о пуске в продажу олимпийских марок, московские коллекционеры нагрянули в почтовую цитадель – главпочтамт. Распаленная толпа с утра осаждала парадный подъезд мрачноватого здания на улице Кирова, ныне известной как Мясницкая. И счастливцы, первыми оказавшиеся у почтовых окошек, с удивлением рассматривали свою «добычу» – 12-марочную серию из шести беззубцовок и стольких же зубцовок. Ее венчали два блока – первые в истории отечественного маркоиздания посвящения Олимпийским играм.
Эти рекордным филателистическим фейерверком советская почта салютовала Олимпиаде, огонь которой был зажжен на токийском Национальном стадионе тремя часами ранее. Марочный салют был произведен также и на Международном почтамте в Москве – в тот же час и тот же день.
Номерной (зеленый) блок олимпийского выпуска почты СССР (10.10.1964)
Истинным бриллиантом выпуска было суждено стать одному из блоков одинакового сюжета. В филателистическом фольклоре он навечно остался под прозвищем «Зеленый токийский». Эта крупноформатная «марка» в бронзово-оливково-зелено-красных тонах имела довольно высокий номинал – один рубль. Одна из примет блока – его шестизначный номер. Отпечатан он на мелованной бумаге способом автотипии в типографии небезызвестного Госзнака – потаенном в столице комплексе министерства финансов СССР. Притом неприлично малым тиражом – всего 35 тысяч экземпляров. Что и сделало «Зеленый токийский» самым редким и дорогим отечественным олимпийским выпуском.
Конверт первого дня с «зеленым» блоком
Автор этого оригинального произведения – Евгений Анискин, московский график и дебютант-марочник спортивной темы. Его выбор сюжета был безукоризненен: гимнастические женские вольные упражнения, которые неподражаемо исполняла тогда Лариса Латынина.
О марочной героине-гимнастке, как и о самом блоке, сложено немало историй. Иные из них стали легендарными среди филателистов старшего поколения. Вот некоторые из них.
История первая – о рождении первого советского олимпийского почтового блока. В национальном музее связи имени Александра Попова, что в Санкт-Петербурге, в так называемой сейфовой комнате хранится по-соседству с другими раритетами авторский проект токийского блока. Эскиз его был украшен эмблемой Олимпиады-1964. И этот вариант главный маркоиздатель «завернул». Чиновники среднего калибра министерства связи СССР художнику недвусмысленно указали: убрать красное солнце и заменить его серпом и молотом – официальной эмблемой советской олимпийской команды. Что автор и сделал. С этой поправкой проект утвердили, а затем отправили тиражировать в типографию того же Госзнака.
История вторая – о героине блока. Один из ветеранов советской спортивной филателии Владимир Садовников уверяет, что художник Анискин «срисовал» свою гимнастку с персонажа марки первой олимпийской серии Югославии, увидевшей свет в 1952 году. И он припомнил, что художник обратился к нему за помощью, посетовав, будто министерский заказчик дал ему всего три дня на создание миниатюры, а у него, впервые в жизни взявшегося за спортивный марочный сюжет, нет никаких идей. По словам Садовникова, несколько зарубежных спортивных миниатюр из своей коллекции он отобрал для Анискина и посоветовал ему найти среди них что-то подходящее для создания своего произведения.
Однако не надо быть экспертом, чтобы обнаружить существенную разницу между гимнасткой Анискина и гимнасткой белградского графика П. Гавранчича из упомянутой югославской серии. Московский художник – не копиист. Это однозначно. И не стоит подозревать его в плагиате. А если и подозревать, то только в симпатиях к выдающейся гимнастке Латыниной. Впрочем, под властью обаяния бесподобной Ларисы в то время находились миллионы его соотечественников.
История третья – о находке прототипа знаменитой «Гимнастки». Почти четыре десятилетия спустя после выхода в свет рублевого блока с грациозной исполнительницей вольных упражнений был положен конец спорам и сомнениям, кто же изображен на фоне чаши главной спортивной арены страны в Лужниках. Московский коллекционер-исследователь Николай Кочетков обнаружил в подшивках журнала «Физкультура и спорт» за 1961 год и газеты «Советский спорт» за 1962 год идентичную с марочным сюжетом фотографию 25-летней воронежской гимнастки Тамары Люхиной, выступавшей на международном гимнастическом турнире 1962 года в Тбилиси и получившей наивысшую оценку – 9,7 балла – за выполнение вольных упражнений. Однако на токийском блоке изящная, как статуетка, Люхина не вовсе похожа на себя – прежде всего лицом. А узнаваемое лицо принадлежало, вне сомнения, Ларисе Латыниной, безраздельно царствовавшей на гимнастическом помосте. Художник не мог поступить иначе: марка – не икона, но на ней место – приме мировой гимнастики. Портретным сходством с Латыниной художник выразил и свои личные симпатии к блистательной исполнительнице вольных упражнений на гимнастическом ковре.
История четвертая – грустная, но уместная – о фальшивках. Вскоре после появления малотиражного олимпийского блока за рубежом стали появляться его копии. Чаще всего почему-то в Швеции. Увидев привезенные из зарубежья экземпляры, отечественные знатоки дивились качеству подделок: отменная полиграфия. «Домашние» эксперты не могли понять, откуда на Западе взялись фальшаки: то ли советские умельцы-подпольщики «гнали» свою «продукцию» за кордон, то ли европейские спецы наладили выпуск высоко оцениваемого блока. До сих пор эта тайна не раскрыта.
Между тем национальные и мировые каталоги продолжают предупреждать охотников приобрести «Гимнастку» на номерном блоке: внимание, коллеги, возможны подделки – хорошие подделки, а потому требуется экспертиза. А то, что знают нынешние эксперты, было известно ветеранам отечественной филателии. Неискушенным коллекционерам они советовали: прежде, чем покупать фальшак по цене оригинала, проверяйте, братцы. Способ проверки прост: если 3-копеечная советская монета, положенная на нумерацию блока, полностью закрывала ее – считайте, что в ваших руках подделка. Впрочем, ныне кое-кто из коллекционеров собирает и эти изделия фальшивомарочников. Даже по цене в десятки долларов за штуку.
Однако вернемся к премьере «Гимнастки», случившейся в десятый день олимпийского октября 1964-го. Тогда едва ли кто-либо мог предположить, какую грандиозную интригу обещал блок Анискина. Ведь спустя всего 13 дней его героиня стала обладательницей уникального мирового рекорда, хотя в гимнастике не ведут счета подобным достижениям.
Будущая рекордсменка среди олимпийских чемпионов мира в детстве мечтала стать балериной. Однако школьный учитель увлек Ларису Дирий гимнастикой. Тогда, в послевоенном 1946-м, задорной девчушке из Херсона было всего 12 лет. Свою первую золотую медаль она получила за отличное окончание школы.
Красный блок олимпийского выпуска почты СССР (10.10.1964)
Спустя десятилетия херсонская гимнастка, ставшая киевской студенткой Ларисой Латыниной, заслужила доверие взыскательных тренеров сборной СССР. Она начала свою блистательную олимпийскую карьеру под созвездием Южного Креста в далеком Мельбурне. На Западном стадионе дебютантке Игр пришлось сражаться и со старшими подругами по команде, и с венгеркой Агнеш Келети, чемпионкой 1952 года в вольных упражнениях, и против фантастически грязного антисоветского судейства. Беззастенчивые арбитры ничего не могли поделать с Латыниной, чье мастерство и обворожительная улыбка покорили зрителей. А медальный итог ничейный: 6 медалей Латыниной (4 + 1 + 1) против 6 наград Келети (4 + 2 + 0).
Конверт первого дня с «красным» блоком
На своей второй Олимпиаде, в Риме, Латынина вновь соперничала с подругами по команде – Полиной Астаховой и Софьей Муратовой. Ей бросила вызов чехословацкая прима Ева Босакова. Да безуспешно. Как и четыре года назад, Латынина завоевала два престижнейших титула – в абсолютном первенстве и в вольных упражнениях. На гимнастическом помосте в римских термах Каракалла она удостоилась вновь шести наград (3 + 2 + 1).
Третий выход Латыниной на олимпийскую сцену оказался самым драматическим. К премьере в токийском зале «Гимназиум» хозяйки помоста заготовили гимнастическую новинку огромной психологической силы – элементы высочайшей сложности, названные в прессе «ультра-си». Впечатляющие каскады трюков, отрепетированные японками до автоматизма, должны были ошеломить всех соперниц. И прежде всего – законодательниц тогдашней гимнастической моды из советской сборной и ее лидера.
Однако тайное оружие изобретательных японцев не сработало. Класс побил трюки. Правда, превосходство советской школы удалось поколебать лишь молодому дарованию из Праги – Вере Чаславской, ученице той же Евы Босаковой.
Латынина привела советскую команду к очередной победе. Конкурентки из сборных Чехословакии и Японии вынуждены были уступить. Но асболютное первенство пришлось уступить: 29-летняя преподаватель-тренер Латынина проиграла 0,566 балла 22-летней студентке Карлова университета Чаславской в сражении по программе многоборья.
Их соперничество продолжилось в четырех мини-турнирах. Выступления на отдельных снарядах 22 и 23 октября загипнотизировали переполненный «Гимназиум» и почти миллиардную телеаудиторию. В опорном прыжке пражанка первая, киевлянка вторая. На разновысоких брусьях Чаславска сорвалась, уступив дорогу к золотой медали Астаховой. Однако Латыниной нашлось место на пьедестале – третье. На бревне чудеса равновесия при исполнении рискованных комбинаций продемонстрировала Вера, а Лариса осталась с бронзовой наградой. Однако гимнастический танец на ковре советского лидера был блистателен вновь. Как на двух предыдущих Играх. А трех побед кряду в истории гимнастике еще не бывало. Ни до Латыниной, ни после.
Как раз за вдохновеннное исполнение вольных упражнений она удостоилась своей восемнадцатой по счету медали. Ее олимпийские 9 золотых, 5 серебряных, 4 бронзовые награды и принесли Латыниной главный медальный рекорд XX века. Такого собрания олимпийских трофеев не было ни у одного спортсмена мира. Между тем, помимо девяти чемпионских титулов Игр, у нее еще восемь мировых, семь европейских и тринадцать национальных золотых медалей.
Второй (красный) блок той же серии на конверте первого дня с автографом Л. Латыниной.
В любой другой стране давно бы открыли музей-хранилище такого богатства. И в нем нашлось бы место для филателистических посвящений лучшей гимнастке ушедшего столетия – персональным маркам, конвертам, почтовым карточкам и штемпелям СССР, Гайаны, Италии, Сент-Винсента и Гренадин, Сьерра-Леоне и Танзании. И, непременно, легендарному блоку советской почты 1964 года, с которого автор начал рассказ о держательнице главного рекорда XX века.
«Тайна «токийского» блока». Б.А. Базунов. «Спорт для всех». 2009, №440